Первый в стране рейтинг вузов по качеству подготовки специалистов в области искусственного интеллекта

По инициативе президента В.В. Путина был создан Альянс в сфере ИИ, который вместе с Минобрнауки разработал рейтинг российских университетов по качеству обучения специалистов в области ИИ. Этот рейтинг служит важным показателем качества образования в сфере ИИ и наглядно демонстрирует мнение работодателей о соответствии образовательных программ требованиям рынка.

Рейтинг российских университетов по качеству подготовки специалистов в области искусственного интеллект

Из 180 университетов, попавших в рейтинг, 10 получили оценки А+ (высокое качество), А, B+, B (приемлемое качество). Безусловными лидерами стали ВШЭ, МФТИ и ИТМО. Таким образом, первая десятка российских университетов уже может соревноваться за звание лучших в мире. Что подтверждает их способность готовить высококвалифицированных специалистов и успешно развивать науку в области ИИ.

Рейтинг планируется обновлять один раз в год, второй релиз – I квартал 2024 года.

Какие возможности дает рейтинг?
  • Вузам: Определить точки роста и повысить эффективность образовательного процесса.
  • Бизнесу: Поможет повысить уровень обеспеченности кадрами в области ИИ.
  • Абитуриентам: Выбрать нужный вуз и карьерный трек.
Методология

Пилотная версия рейтинга создана на основе математической модели, включающей оценки по 13 критериям, каждому из которых экспертным решением была присвоена значимость от 1 до 5. Экспертами были определены всего 4 группы критериев:

Востребованность выпускников в найме

5 Включение в топ-10 вузов, по окончании которых выпускники трудоустраиваются в компании Альянса
5 Зарплаты выпускников вузов по укрупнённым группам направлений подготовки 01, 02, 09
4 Востребованность выпускников вузов у работодателей
1 Количество договоров / совместных программ с работодателями

Актуальность процесса обучения в сфере ИИ

4 Наличие публикаций на конференциях А* у представителей вуза
3 Наличие публикаций в журналах Q1 у представителей вуза
2 Количество призеров студенческих олимпиад (Я – профессионал, IDAO, ICPC)
1 Наличие и количество программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию Альянса

Образовательная среда

4 Средний балл ЕГЭ по укрупненным группам направлений 01, 02, 09
2 Атмосфера и уровень комфортности образовательной среды вуза
1 Наличие minor программ как сквозная область развития культуры вуза

Активность по развитию школьного образования

1 Включение в перечень организаторов школьных олимпиад по ИИ, которые проводятся в рамках Федерального проекта «Искусственный интеллект» и Национальной технологической инициативы
1 Наличие налаженных партнерств в области ИИ со школами и средними специальными учебными заведениями

Основные данные, являющиеся индикаторами качества подготовки Junior-специалистов в области ИИ и учтенные в критериях рейтинга, были получены в ходе опроса компаний- работодателей и опроса студентов, а также:

  • Путем анализа публикационной и олимпиадной активности студентов и сотрудников вузов
  • Путем исследования качества образовательных программ в сфере математических и компьютерных наук
  • Путем оценки уровня заработных плат выпускников ИИ-специальностей
  • Исходя из уровня подготовки абитуриентов в сфере математики и информатики

Аналитическая база составлена из данных из открытых источников, результатов опросов, данных о заработной плате выпускников, полученных от Министерства науки и высшего образования РФ.

Что по тверским вузам?

А ничего. Их нет в этом рейтинге.

То есть, выходит, что:

  • Выпускники тверских вузов по направлениям подготовки 01, 02, 09 не востребованы ведущими работодателями.
  • Процесс обучения в сфере ИИ не соответствует современным требованиям.
  • Образовательная среда отсталая.
  • Развитие школьного образования не активно.

Все это выглядит прискорбно.

Основная причина по моему мнению – отсутствие в университетах квалифицированных преподавателей, имеющих производственный опыт работы в сфере ИТ. Существующий контингент профессорско-преподавательского состава тверских университетов на 90% это:

  • Возрастные профессоры и доценты, пик продуктивной деятельности которых прошел 30-40 лет назад. Современные технологии ИИ в целом для них недоступны.
  • Преподаватели среднего возраста, которые нигде, кроме как в университете, по-серьезному не работали. Современные технологии ИИ в целом для них также недоступны, но по другим причинам.

Выход из положения, по-моему, очевиден. Это радикальный пересмотр вопросов переподготовки профессорско-преподавательского состава, интенсификация повышения и/или приобретения преподавателями необходимых квалификации и компетенций, перевод этих процессов на постоянную и жестко контролируемую основу.

Есть, конечно, и другие причины, но вышеописанная – основная.


Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *