К вопросу о том, как искусственный интеллект будет освобождать нас от нетворческой работы

Все знают, что за искусственным интеллектом будущее

Говорят, что он, ИИ, освободит нас от нудной, неинтересной и нетворческой работы. Одновременно ИИ откроет путь к открытиям и наполнит нашу жизнь новым содержанием. Естественно, положительным ибо освобождение от нетворческой работы считается таковым. В подтверждение этого приводятся различные предположения, сопровождаемые примерами из сегодняшней практики использования. Например, генеративных моделей и построенных на их основе чат-ботов.

Недавно подключился к одному вебинару на тему применения ИИ. Ведущий порассуждал на тему образовательных программ в школе. По его словам раньше, до эпохи ИИ, школьные программы по математике включали в себя большое количество разборов вычислительных задач. Например, например включающих описание способов, которые упрощают выполнение математических операций или решение уравнений. Этому учат и не так уж поверхностно.

Наивная вера в в креативы

Но теперь необходимости в таких подходах нет. Правильные приложения для смартфона позволяют не думать о том, какие действия выполнялись и какие приёмы использовались при вычислении, а сразу получить правильный результат. Незагроможденная теперь лишними сведениями и знаниями голова школьника (да и не только школьника) освобождена для других, более важных и интересных задач. И ведущий привёл примеры таких более важных и интересных задач: изобретение новых методов, подходов, креативов…
Это не единичный случай. Многие искренне так считают и уверены, что ИИ позволит нам освободиться для решения тех задач, на которые раньше не хватало времени и сил. При этом априори считается, что ума на такие задачи точно хватит. Довольно наивный взгляд, особенно насчёт ума.

Мне трудно представить, что молодой человек. не понимая какими методами можно решать решать квадратные уравнения, вдруг ни с того ни с сего придумал новый метод решения. Как это произойдёт, если этот молодой человек нетвёрдо знает и не совсем точно представляет что есть составление и решение уравнения? А именно, что такое введение неизвестного, выражение через это неизвестное величин, о которых говорится в задаче, составление уравнения, решение уравнения, осмысление и оформление ответа. Никак.

Нужно уметь решать рутинные задачи

В целом проблема, конечно, глубже. Как выбрать наилучший метод решения, не зная ни одного? Или даже так: по каким критериям оценивать правильность (эффективность, рациональность, и т.п.) методов решения креативной задачки? Справится ли молодой человек с этим, не владея хотя бы основами существующих методов?
Пока сделаю следующий вывод. Для того, чтобы ИИ действительно позволил освободиться от решения рутинных задач и открыл путь к творчеству, нужно знать и уметь решать эти рутинные задачи. Более того, нужно глубоко знать и в совершенстве уметь решать эти рутинные задачи. Только это даст возможность логично и последовательно рассуждать о таких задачах, быстро и находить нестандартные подходы, принимать эффективные решения, создавать эти самые креативы.

При этом хорошо бы иметь в виду, что глубоко знать и в совершенстве уметь решать рутинные задачи не означает, что их нужно самому решать каждый день. Для этого же есть приложение в смартфоне, разработчики которого сообщили нам. что внутри сидит ИИ. Из собственного опыта обращаю внимание на пример рутинной для преподавателей задачи проверки письменных работ студентов и интеллектуализацию ее решения.

Многие ли современные школьники решат эту задачку?

В заключении, глядя на картину ниже, обратите внимание на следующее: сельская школа, крестьянские дети, 19 век. Многие ли современные школьники (городской лицей, дети представителей креативного класса, 21 век) решат эту задачку в разумное время без смартфона, используя свой освободившийся интеллектуальный потенциал?

На классной доске написан пример, который ученикам его школы необходимо решить в уме:

Н.П. Богданов-Бельский. Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского. 1895

Н.П. Богданов-Бельский. Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского. 1895


Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *